главная | карта сайта | обратная связь
Культурно-образовательный центр » Афиша » Фильмы
18 Марта

19:00
Прах времён »
драма
Гонконг, 1994, Вонг Кар Вай, 100 мин.

21:00
Впусти меня »
мистика, драма
Швеция, 2008, Т.Альфредсон, 110 мин.

Афиша на другие дни »

05.03.2009
Выставка Н.Рериха

19.02.2009
Выставка семьи художника

28.01.2009
Выставка живописных работ учеников изостудии «Мастерская А. В. Загородных»

03.01.2009
Французский классицизм

24.11.2008
Выставка П. Утицких

Архив новостей »

14.11.2008
Английский клуб

21.05.2008
Кино и психология


Курс: Имидж делового человека


Курс: Дизайн ювелирных украшений


Курс: Основы антиквариата

Архив проектов »

Наш адрес:

г. Воронеж, ул. Володарского, д. 37а
+7 4732 530640

Эксперимент 2: Волна

В ролях:  Ю.Фогель
Год:  2008
Жанр:  драма
Продолжительность:  103
Режиссер:  Д.Ганзель
Страна:  Германия

Урок истории в немецкой средней школе. Тема — "фашизм и его истоки".Чтобы улучшить усвоение материала харизматичный педагог Райнер Вегнер (Фогель) объявляет о начале эксперимента по насаждению автократии в отдельно взятом классе. Автократия пришлась старшеклассникам по вкусу: эксперимент из ролевой игры стал превращаться в жизнь.


Владислав Шувалов
Эксперимент 2 (Волна) - Деннис Ганзель, 2008
Седьмой фестиваль немецкого кино был открыт эффектной антифашистской историей, рассказанной на языке молодежной драмы – Эксперимент 2 (в оригинальном переводе Волна). Словами "welle", "vague", "wave", как правило, обозначают новые социальные и художественные явления, которые имеют программную основу и нередко направлены на общественную провокацию. В русском языке слово "волна" не имеет того бунтарского и волнующего значения, какое присутствует в иностранных языках, поэтому неудивительно, что "Премиум Фильм", российский прокатчик, решил отказаться от буквального перевода. Фильм молодого режиссера Денниса Ганзеля был привязан в качестве мнимого продолжения к популярному некоторое время назад психологическому триллеру Оливера Хиршбигеля Эксперимент.
Между фильмами нет связи, тем не менее, обе ленты основаны на реальных событиях, художественно домысленных и адаптированных к условиям зрелища. Оба случая произошли в США. Моделирование тюремных условий, которое было направлено на изучение поведения человека при ограничении его свободы, получившее название "Стэнфордский эксперимент", легло в основу тюремной драмы Хиршбигеля. Эксперимент 2 обращается к опыту американских педагогов, предпринявших в 1967 году попытку реализации тоталитарного общества в пределах средней школы. Оригинальный эксперимент получил название "Третья волна". Рон Джонс, преподаватель из калифорнийского городка Пало Альто, отозвавшись на непонимание послевоенным поколением учащихся природы нацизма, пробил беспрецедентный учебный эксперимент, попытавшись в течение одной недели создать в школе атмосферу нацистской Германии. Результат не заставил себя ждать и превзошел ожидания, показав, что тоталитарные процессы, по-прежнему, могут быть весьма привлекательными, а свободное общество до сих пор не застраховано от вспышек фашизма.
Развитие этого эксперимента интересно было наблюдать именно в немецких условиях, поскольку по вопросам национал-социализма в Германии все точки над i давно расставлены, а разговоры о реваншизме пресекаются и считаются недопустимыми. С этого же начинается и Волна. Школьники адекватно оценивают прошлое своей страны, и всячески отстраняются от фашизма. Однако они не способны сопротивляться групповым процессам, которые, на первый взгляд, направлены на равенство, взаимопонимание и консолидацию. Лидер идеи, преподаватель физкультуры и политологии (а ещё он - анархист, регулярно появляющийся в майках Ramones и Clash) Райнер Венгер шаг за шагом создает питательную среду для зарождения нацизма. Он ужесточает дисциплину, вводит единообразную форму, предлагает строгие правила поведения. При этом Венгер не давит, позволяя решать общие вопросы демократическим путем, однако именно таким образом класс выбирает униформу, символику и название группы – "Волна". Чувство сопричастности идее и тинейджерский азарт быстро дают плоды. Учащиеся, облаченные в "белый верх, джинсовый низ", обретают чувство семьи и братского плеча, которого многие из них были до этого лишены. Ощущение единения, взаимной поддержки оборачиваются обособлением от остального мира, желанием утвердить свой статус и расширить влияние посредством насилия и диктатуры.
Главную роль – преподавателя Райнера Венгера (так и хочется добавить фамилию – Фассбиндера) исполнил выдающийся немецкий актёр, к сожалению, не очень хорошо известный в нашей стране – Юрген Фогель, исполнивший сложнейшую роль в шедевральной психологической драме (и, пожалуй, лучшем немецком фильме последних лет) Свободная воля (2006). От этого актёра всё время ждёшь энергетического взрыва, который он и продемонстрирует в финальной сцене, пытаясь сублимировать ролью фюрера одуревшее общество заигравшихся учащихся.
Надо добавить, что московскую премьеру Волны посетили создатели фильма – 35-ти летний режиссер Деннис Ганзель и миловидная актриса Дженнифер Ульрих, сыгравшая в фильме главную женскую роль – ученицы, которая, отвергнув эксперимент, оказалась в роли инакомыслящей.
Режиссёр, несмотря на молодой возраст (и ещё более юный внешний вид) проявил себя политически подкованным художником, а, кроме того - весьма позитивным и собранным человеком, готовым сколь угодно долго отвечать на вопросы зала в период спорадической встречи, организованной по окончании фильма. Деннис озабочен проблемами влияния искусства на общество, его социальной ролью. Его предыдущий фильм Напола (в нашем прокате Академия смерти) рассказывал о спецподразделении, воспитывающим гитлеровскую элиту. В следующем фильме Ганзель хотел бы затронуть проблемы терроризма (как и в своём дебюте Фантом (2000), в котором также главную роль исполнил Юрген Фогель).
В остросоциальной драме Волна Ганзель проявил себя как режиссер, умеющий работать на широкую ногу, с большим количеством актеров, не теряя умения говорить на общедоступном языке, и не сбиваясь с ритма фильма, построенного по принципу школьной драмы, столь популярной в нынешнем киносезоне (Класс, Все умрут, а я останусь). Думается, что у этого режиссера яркое будущее.
Единственное возражение, которое подтачивает взрослого зрителя, что сегодня вряд ли можно заразить школу таким экспериментом. Молодежь слишком эгоистична, инертна и ленива, чтобы следовать вообще какой бы то ни было объединяющей идее - пусть даже на протяжении всего лишь одной учебной недели.


Возврат к списку