главная | карта сайта | обратная связь
Главная » Афиша » Фильмы
20 Октября

21:00
Солнце ацтеков »
романтическая комедия
Германия, 2000, Фатих Акин, 96 мин.

Афиша на другие дни »

На краю рая »
драма
Германия - Турция, 2007, Фатих Акин, 120 мин.

Век помрачения ( с субтитр.) »
трагикомедия
Канада, 2007, Д.Аркан, 104 мин.

17.07.2008
К 40-летию мировой премьеры "Yellow Submarine" фильм + концерт

28.06.2008
Выставка «Дети как дети…»

10.06.2008
Выставка студентов Воронежского художественного училища.

23.05.2008
Акция «Давай сломаем «берлинскую» стену!»

29.04.2008
Выставка студентов Академии искусств

Архив новостей »

21.05.2008
Кино и психология


Курс: Имидж делового человека


Курс: Дизайн ювелирных украшений


Курс: Основы антиквариата


Курс: Дизайн интерьера

Архив проектов »

Наш адрес:

г. Воронеж, ул. Володарского, д. 37а
+7 4732 530640

Ты, живущий! ( с субтитрами )

Год:  2007
Жанр:  Cюреал. комедия
Продолжительность:  90
Режиссер:  Р. Андерссон
Страна:  Швеция

В кадре
Выверенная до миллиметра мозаика из смешных, абсурдных, грустных и до невозможности трогательных историй, дрейфующих то в анекдот, то в мюзикл, то в прекрасный сон, и объединенных тем лишь, что их герои — обычные, не очень красивые, не очень успешные, но очень живые люди. Которые всегда забывают, что рано или поздно превратятся в очень мертвых.
За кадром
Чтобы остаться гением в истории мирового кино, Рою Андерсону достаточно было сделать "Песни со второго этажа". Но швед не успокоился и сделал "Ты, живущий" — сходный по композиции шедевр, который вновь решительно не с чем сравнивать. Музыку, как и в предыдущих "Песнях", писал для Андерсона его не менее знаменитый однофамилец Бенни, на этот раз уделивший проекту не так много времени, как хотелось бы: все силы ушли на ривайвл "АББА" в "Мамма Миа". Фильм был делегирован в этом году от Швеции на юбилейный "Оскар" как "лучший фильм на иностранном языке".
Цитаты
"Мне нравится рассматривать экзистенциальные проблемы в обыденных и внешне банальных ситуациях. Мы уже видели неореализм и абсурдистское кино. Сегодня я пытаюсь предложить вниманию зрителей "тривиализм".
"Все сцены кроме одной были сняты в нашей стокгольмской студии "Studio 24". Мы построили около полусотни декораций, некоторые — очень большие. Это позволило мне достичь той простоты и чистоты стиля, к которым я стремлюсь". Рой Андерссон, режиссер.
Рецензия № 1.Иван Куликов
Как и в "Песнях со второго этажа" того же Андерссона полсотни эпизодов "Живущего" сюжетно почти не связаны и сняты статичной камерой, застыв навечно в зеленом желатине кодака. Населяет их та же компания маленьких людей в дешевой одеженке, которые мучают друг-друга, плачут, ноют и объявляют себя глубоко несчастными, обращаясь прямо в камеру. Комично причитает климактерическая женщина в леопардовой кофточке и кожаных штанах. Гундосит пожилой психотерапевт, морально истощенный пациентами. Беседует с зеркалом девица, влюбленная в рок-певца. Рабочий, высунувшись из окна грузовичка, рассказывает страшный сон, как фашисты-родственники судили его за разбитую фарфоровую супницу. Смешно, хоть и не весело.
Андерссон утверждает, что от классического линейного повествования он отказался навсегда в пользу атмосферы и деталей. Это не так. Если присмотреться, каждый из его героев — это готовая сжатая история, где есть и мечтательная завязка, и развитие, и столкновение с реальностью и полнейшая фрустрация в конце. Дама, подливая водку в пиво, поет о мотоцикле, на котором мечтает умчаться в голубую даль. Голый старикан, лежа под стонущей толстухой в пожарном шлеме, рассказывает, глядя, опять же, в камеру, как хотел получить прибавку к пенсии, а пенсию профукали инвесторы.  Фрустрирован даже болтливый и самодовольный менеджер, обнаружив в момент расплаты в элитном ресторане, что из кармана пиджака исчез кошелек.
Единственный сон, который в картине действительно сбывается — бомбардировщики над городом, приснившиеся в начале фильма испуганному мужчине на икеевском диване. Нет мотоцикла мечты, упала пенсия, разбилась супница, украден кошелек, кто-то скончался на электрическом стуле. А вот бомбардировщики, черт возьми, летят, и, судя по тревожным взглядам, которые бросают в небо "еще живущие", это уже не сон, а конец. The End.
Не очень ясно, чем руководствуются люди, которые приписывают режиссеру, практикующему подобного рода юмор, некий "гуманизм". Гуманистом был, возможно, Гете, сочинивший для Андерссона красивый эпиграф к его фильму: "Будь счастлив, живущий, в согретой любовью постели, в холодную Лету доколь не окунул ты стопы". Истинно. Но сам Андерссон — тот, кто годами сооружает у себя на студии огромную и дорогостоящую декорацию обычной комнаты с икеевским диваном, чтобы поймать мгновения жизни и запечатлеть их навсегда в желатине "кодака". Гениальная и благородная работа. А вот живущий по заветам гуманизма мгновениям в холодном желатине предпочел бы, наоборот, постель.
Рецензия №2.Алексей Гуськов
Рой Андерссон - фигура достаточно необычная. В молодости собирался быть и писателем, и художником, а в кино пришел, по его собственному признанию, под влиянием советского кинематографа конца пятидесятых, начала шестидесятых. В течение первого этапа своей карьеры постановщика Андерссон придерживался в кино реализма и в избранном подходе успел снять всего два полнометражных фильма. Последний, Гилиап, вышел в 1975 году. Его провал надолго оттолкнул режиссера от кино, Андерссон ушел в коммерческую рекламу, где обрел свой новый стиль - комические рассказы о маленьких, незначительных, но таких узнаваемых людях из окна напротив. И именно их он привел с собой в кино, в 2000 году поставив "Песни со второго этажа" - набор ироничных скетчей о человеческих слабостях и желаниях, слабо связанных сюжетом и объединенных разве что по-шведски лаконичной абсурдностью каждого эпизода. Новый фильм Андерссона Ты, живущий!, из-за проблем с финансированием находившийся в производстве четыре года, это, по сути - Песни со второго этажа, часть вторая.

Рецепт андерссоновского супа за семь лет не изменился. Проработка мизансцен, точно подобранные маленькие милые детали в кадре, неторопливый монтаж, неизменно статичная камера - странно, что Андерссон не подался вместо рекламы в театр, он явно не потерялся бы в этом пространстве. В новом фильме все та же призрачная, пасмурная атмосфера происходящего, подкрепляемая спокойной зеленовато-матовой расцветкой каждой сцены и общей рыбьей меланхоличностью, от чего весь фильм начинаешь воспринимать, как разглядывание аквариумной жизни. На прежнем месте изрядно запущенные персонажи, кристаллизованные городские неудачники, которые подают голос, только чтобы выразить свое разочарование жизнью. Они все так же безучастно подглядывают друг за другом, жалуются друг другу на непонимание, никого не понимают и мелочно ссорятся. Они мучаются невозможностью любить, стремиться, они ищут виновных в окружающем мире и близких людях, но продолжают уныло существовать, отравляя жизнь себе и окружающим. При этом вполне очевидно, что своих неудачников режиссер любит и, хоть и смеется над ними, но вполне беззлобно - черты этих карикатурных персонажей наличествуют в каждом из нас в той же степени, что и в самом Андерссоне, который самостоятельно сочиняет сценарии для сюрреалистических экзерсисов зрелого периода своего творчества.
Забавно, что мелочное людское движение в андерссоновских городских домах-коробках неуловимо напоминает таковое в короткометражном Апреле Отара Иоселиани (раз уж он знает Бондарчука и Данелию, с работами Иоселиани тех времен швед тоже может быть знаком) - те же квартирные комические эпизоды, те же оркестранты, доводящие своими репитициями до белого каления родных и соседей, в сущности - то же стремление к отражению бессмысленности мещанской жизни. Но если Иоселиани практикует фирменный позитивно-лирический абсурд происходящего, то у Роя Андерссона он характерный мрачновато-сюрреалистический. Если вспомнить еще одно абсурдистское творение последних лет из Скандинавии, ленту Неуместный человек Йенса Льена, начинаешь задумываться над тем, что и абсурд может иметь региональную окраску - очень уж эти фильмы схожи в сдержанной методике отражения нереальности действия и подходе к лицедейству.

В самом начале фильма Ты, живущий! человек просыпается и жалуется на кошмар, в котором он видел, как над городом летят бомбардировщики. Бомбардировщиками же, нависшими над городом, фильм и заканчивается, из-за чего картина по окончании приобретает несколько апокалиптический оттенок. В целом, на примере упомянутых работ Льена и Андерссона весьма любопытно понаблюдать, как представляют себе апокалипсис и ад/рай представители самого социально обеспеченного региона мира. Страдания и угрозы там - исключительно ментального свойства, никаких мук плоти. Можно сказать, чистейший ад ненасытного человеческого разума. В общем, раз уж конец света так неизбежен, как говорят, желаю всем сытого нордического апокалипсиса.

                              


Возврат к списку