карта сайта форма обратной связи
4 Января
19:00
Месье папа »
ПРЕМЬЕРА
комедия
Франция, 2011, К.Мерад, 85 мин.

Забронировать

21:00
Девушка входит в бар »
ПРЕМЬЕРА
драма, комедия
США, 2011, С.Гутьеррес , 80 мин.

Забронировать

Афиша на другие дни »
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Выставки

Наши координаты:
Схема проезда
г. Воронеж,
ул. Володарского, д. 37а
+7 4732 530640


Наши партнеры:

Главная » Публикации

Разговор со зрителем на коротком метре

В культурном центре «Иллюзион» проходил фестиваль короткометражных фильмов. Первый и не последний, ибо короткометражное кино становится все более популярно в мире. Это кино, которое пока еще может удивить новой идеей и необычной формой и способно заставить говорить о себе.

Давным-давно  кинематограф был юным и маленьким. Зрителям нравилось юное кино, потому что за несколько минут экранного времени можно было погрустить и посмеяться,  подумать о жизни и увидеть что-нибудь новенькое. Кино было  дерзким и мудрым, свежим и добрым,  смешным и грустным. Чаплину хватало десяти минут, чтобы рассказать историю, в которой все  – и жизнь, и слезы, и любовь, и лицом в торт…
Потом кино росло-росло и превратилось в огромную индустрию. Оно стало все больше думать о деньгах и славе. В нем развелись монстры  и несвежие сюжеты.  И кино перестало удивлять. Разве что иногда…
Но маленькое кино никуда не исчезло. Его стали называть «короткометражным», вот и все…
Если говорить о нас, то при слове «короткометражка» первым делом вспоминаются чудесные кинозарисовки  Габриадзе, грустные, смешные и добрые. Более продвинутые сограждане видели-знают маленькие фильмы европейских мэтров. Но, как ни крути, много не вспомнят  даже самые образованные. А между тем…
Между тем в мире ежегодно проводятся десятки специальных фестивалей короткометражных фильмов. Короткометражки непременно берут в свою орбиту почти все именитые фестивали, включая суперкоммерческого Оскара.
Между тем в России также проводятся фестивали коротких фильмов. Назову некоторые – «Арткино», «Extra Short Film». Международную известность лаборатории новых имен приобрел Канский фестиваль, что проходит не на лазурном берегу Франции, а в городе Канске Красноярского края. «Короткие метры» снимают и российские мэтры – Муратова, Кончаловский, Рогожкин и другие, в этом жанре отметились многие режиссеры из молодых да ранних.
Между тем в мире интерес к малому кино растет. И вот почему.
Это кино молодых и пока еще независимых режиссеров. Первые малобюджетные  пробы в профессии иной раз входят в историю. Это первая наработка стиля в режиме абсолютной независимости.
Это кино великих мастеров, своего рода передышка между большими работами, желание сделать что-нибудь для души. В малом кино работали практически все знаменитые режиссеры - от Чарли Чаплина и Орсона Уэллса до Стивена Спилберга и Роя Андерссона. Гринуэй, Линч, Вендерс, Лелуш, Кончаловский, Леконт, Ангелопулос, Лассе Халстрём, Кустурица, Озон, Гай Ричи  – места не хватит перечислять…
Это кино весьма специфично. Тут время решает все. Малость формы диктует – надо избавиться от лишнего, сделать кино ярким как вспышка и лаконичным как японские стихи, где в нескольких строчках и сюжет и настроение и философия. Оно не озабочено чистотой жанра. Маленькое кино интересует идея. Это притча, анекдот, рассказанный  в форме «истории из жизни». Времени столь мало, что сюжет не успевает превратиться в киношный «наигрыш».  Малость формы диктует – найди изюминку и сохрани ее, а не вываривай в компот мыльной оперы.
При всем этом малое кино – изгой в России за редким исключением. Воронеж лишнее тому подтверждение. Оно не интересно большинству прокатчиков. Потому его нет в кинотеатрах. Собственно, прокатчикам не интересны не только короткометражки, но и вполне себе большие и интересные фильмы, которые заподозрят, не дай бог, в коммерческой неполноценности. Потому и смотрим в кинотеатрах… то, что смотрим.
К чему я все это рассказываю?
В Воронеже состоялся фестиваль короткометражных фильмов.  
А именно культурном центре «Иллюзион» – единственном киношном месте, которое делает ставку на кино качественное и некоммерческое. И выигрывает, ибо эти-то фильмы как раз и способны удивить и заставить заговорить о себе.
Одной из таких ставок и стало короткометражное кино. Фестивальные показы в «Иллюзионе» объединили фильмы-лауреаты того самого Канского фестиваля,  бразильских режиссеров и короткометражки известнейших режиссеров.  Так сказать, короткий метр от мэтров...
Расскажу о нескольких.
«Остров цветов» бразильского режиссера Хорхе Фуртадо в свое время получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале. Кто-то сочтет фильм остросоциальным, а по мне он острочеловечный. Это  история помидора, который вырастили, купили в супермаркете, но сочли непригодным в пищу и отправили на помойку, где его съели другие люди, да и то потому что не успели сожрать свиньи…Живут эти люди в местечке с чудесным названием Остров Цветов – мусорной свалке Рио-де-Жанейро. «Остров цветов» снят как пародия на научно-популярный фильм, с бодрым закадровым голосом и научными комментариями «о разнице между помидорами, свиньями и людьми», с непредсказуемыми поворотами. Но с предсказуемым выводом о жесткости человечества,  самого высокоразвитого биологического вида, который создал цивилизацию, потому что «имеет развитый головной мозг» - ту самую цивилизацию, которая позволяет одним людям так хорошо уничтожать других…
Фильм «Красный БМВ» - вполне себе анекдот в духе Габриадзе, но на бразильский лад. Очень небогатая и многодетная семья, живущая где-то в трущобах Сан-Паулу, неожиданно выигрывает красный БМВ. Ликует весь район, да только хозяин не знает, что делать с этим сокровищем. И водить он не умеет. Да и не нужен ему автомобиль… Короче, не было заботы... Проходят годы, детей в семье прибавилось, рухнула крыша домика и  семья переселяется в красный БМВ. Соседи заходят в машину в гости, никто не унывает и не теряет надежду, что еще и покатаются…
Бразильский фильм «Репетиция» – трогательная история любви между мамой и маленьким сыном. Все, что хочет  мама - услышать слова «Я люблю тебя». Все, что хочет малыш -  сказать эти слова. Но почему-то не говорит… Так непросто сказать об этом самому  любимому человеку! Но он обязательно скажет. Он научится, он уже учится любить, проживая день за днем в этом мире рядом с чудесной мамой.  Удивительно, сколько щемящей до слез нежности можно было уместить в двадцать минут экранного времени!
Французская комедия на восемь минут? Пожалуйста! Если речь идет о Жан-Пьере Жене, режиссере знаменитой «Амели». В фильме «Пустяки» маленький человечек рассказывает… о пустяках. О всяких тонкостях своей жизни, о  том, что любит, а что – нет. Скажем, любит наблюдать истории, которые в кино не встретишь, а в жизни – пожалуйста…
Режиссер больших кинофестивалей и мастер немногословного кино Йос Стеллинг снял фильм «Зал ожидания» - история без слов, с динамичным сюжетом и тонким юмором. Полчаса в зале ожидания, каждый занят чем-то своим, кто читает, кто спит. Обаятельный и самоуверенный герой, весь в белом, в ожидании жены откровенно разглядывает женщин. И вдруг к своему изумлению и смущению замечает, что красавица в голубом  подхватывает игру. К тому времени, когда жена вернется, ему придется пережить кое-что удивительное – а  зрителями уже становится весь зал ожидания…
Фильм «Цыганенок» - великолепная трагикомедия Эмира Кустурицы со всей его роскошной балканской эклектикой, цыганами и музыкой, горечью и весельем. История маленького воришки, который с самыми чистыми намерениями возвращается из колонии к отцу-цыгану. А потом – снова в тюрьму, потому что отец заставляет воровать. Как говорят старшие «сидельцы», «в колонии ты можешь быть самим собой, а в большом мире этого не позволят».
Вот такие маленькие истории. Наверное, будет и следующий фестиваль, ибо короткометражкам несть числа. Как говорил герой фильма Жан-Пьера Жене, в этой жизни случаются такие истории, которые ни в каком кино не увидишь… Разве что в маленьком…

Татьяна Юрина, «Воронежская неделя»

Возврат к списку

(Голосов: 8, Рейтинг: 4.13)